Выборы в Координационный Совет оппозиции, в целом, прошли успешно. Впервые в России избирателям предоставлялась возможность голосования через Интернет. У многих такой успех на первых в истории нашей страны онлайн-выборах вызвал недоумение – почему же не используется этот ресурс на более значимых выборах в нашей стране?
Организаторы прошедших выборов трудность Интернет голосования на выборах, например, в Госдуму, видят лишь в том, что такое прозрачное голосование снизит уровень манипуляций с волеизъявлением граждан. Что, естественно, не выгодно нынешней власти. А в остальном – организация такого голосования в масштабе страны – дело не сложное, раз эту проблему в достаточно сжатые сроки и за сравнительно небольшие деньги, без какой-либо административной поддержки решили частные лица. Сами же политики делали все, чтоб показать себя с хорошей стороны. Многие из них отметили, что будут тщательно бороться с коррупцией и проверять ведение бухгалтерского учета предприятний, если их изберут.
В демократических странах, таких, например, как Норвегия, США, Австрия, уже десять и более лет идут тестирования различных систем Интернет голосования. Но даже там до сих пор с большой долей скепсиса относятся к применению данного вида голосования на государственных выборах. До этого года лишь Швейцария и Эстония включили Интернет голосование в свое законодательство.
конфликтные новостиДействительно, руководствуясь рекомендациями Кабинета министров СЕ, остающимися актуальными и по сей день, можем заметить, что наряду с очевидными плюсами Интернет голосования, обнаруживается большое количество проблем.
Например, изначально честные выборы – это возможность проверить и перепроверить результаты этих выборов. Возможность видеть, как формируются итоговые значения. Это один из главных аргументов в пользу традиционного голосования, ведь голосование с помощью Интернета затрудняет или вообще исключает возможность повторного подсчета голосов.
В Эстонии и Швейцарии Интернет голосование, помимо всего прочего, является еще и одним из способов досрочного голосования, в нашей стране очень часто подвергающееся так называемому «административному» давлению. Пока что не совсем ясно, как это давление преодолеть, или хотя бы минимизировать. Опять же, прозрачность подсчета трудно сочетается с тайной голосования.
Хочу подчеркнуть, что высказанные в данной статье мнения не относятся именно к выборам в КС российской оппозиции или к каким-либо иным внутрипартийным выборам, праймериз…
Подведу итог. Онлайн-выборы выводят на авансцену новые задачи, которые требуют новых подходов. Вопросов пока больше, чем ответов.