В Узбекистане последовательно реализуется Программа развития Узбекской национальной автомагистрали (УНА) и входящих в нее автодорог, разработанная в соответствии с Указом Президента «О Программе мер по поддержке предприятий реального сектора экономики, обеспечению их стабильной работы и увеличению экспортного потенциала».
Как отмечает газета «Правда Востока», в рамках развития УНА, рассчитанной на 2009—2014 гг., будет осуществлена реконструкция и строительство четырех участков автодорог по маршрутам Бейнеу-Кунград-Бухара-Самарканд-Ташкент-Андижан, Бухара-Алат, Бухара-Карши-Гузар-Термез и Самарканд-Гузар общей протяженностью свыше 1,5 тысячи км.
Таким образом национальная автомагистраль протянется от северо-западной до юго-восточной границы страны и свяжет наиболее крупные города республики, создаст мощные стимулы для социально-экономического развития регионов и увеличит объем транзитных грузов через территорию Узбекистана в 1,5—2 раза. Трасса общей протяженностью 2755 км примет на себя основной поток транзитных международных и внутрихозяйственных перевозок, пройдя через всю страну, и в перспективе дойдет до Китая и портов Каспийского моря. Уже до конца этого года на ее участках планируется ввести в строй 74 км автомобильных дорог международного значения.
Транспортные артерии экономики
Развитие дорожностроительной индустрии является важной составляющей государственной политики, направленной на всестороннюю интеграцию национальных транспортных сетей в мировые коммуникации.
Постановление Президента «О мерах по развитию автомобильных дорог общего пользования на 2007—2010 годы» четко определило программу действий в данном направлении. В нем отражена концепция развития дорожно-хозяйственной сети до 2010 года и на долгосрочную перспективу. В результате дальнейшего улучшения дорог, ведущих в страны CHI и Европы, в Турцию и Иран, прокладки Трансафганского международного транспортного коридора будет решена чрезвычайно важная экономическая и политическая задача, которая откроет возможность выхода к морским портам через Афганистан и Иран и дополнительно через Афганистан и Пакистан.
На сегодняшний день в стране выполнен огромный объем работ по развитию и модернизации автомобильных дорог общего пользования, совершенствованию дорожного хозяйства, повышению мощности дорожно-строительной индустрии. И сегодня транспортная система Узбекистана является одной из самых разветвленных в Центральной Азии.
Через территорию Узбекистана, расположенного в самом сердце Центральной Азии, сегодня в общей сложности проходят 20 международных маршрутов и направлений. Столь выгодное географическое положение позволяет стране получать значительные доходы от экспорта автотранспортных услуг, в том числе от осуществления транзитных перевозок зарубежных стран через автотранспортные коммуникации республики.
Только в минувшем году на долю автомобильного транспорта приходилось почти 85 процентов всего объема перевозок грузов, причем удельный вес перевозок автомобильным транспортом продолжает расти.
По предварительным подсчетам, при реализации программы к 2015 году международные и транзитные перевозки в республике вырастут в среднем на 50 процентов, а внутриреспубликанский грузо- и пассажиропоток автомобильного транспорта — на 70 процентов.
Возрождая великий шелковый путь
Среди инвестиционных проектов Узбекистана развитию УНА отводится особое место. Необходимость строительства скоростной автомагистрали вызвана ускоренным ростом экономического потенциала стран Центральной Азии, стремящихся к интеграции с соседними регионами. По мнению экспертов, пропускная способность морского пути через Суэцкий канал, на который приходится основная тяжесть грузоперевозок между Азией и странами Европы, не в полной мере отвечает требованиям нынешнего дня.
Высокие тарифы на авиаперевозки далеко не всегда позволяют воспользоваться услугами воздушного транспорта. Поэтому автомобильная перевозка грузов решает многие проблемы. От того в строительстве трансконтинентальной магистрали заинтересованы, кроме Узбекистана, Китай, Иран, Кыргызстан, Туркменистан, интерес к маршруту создания трансконтинентального моста Азия — Европа проявили правительства ряда стран, исторически связанных с нашей страной тесными экономическими отношениями.
Не случайно в рамках состоявшегося недавно заседания Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Екатеринбурге (Россия) специальная группа по повышению транзитного потенциала продолжила свою работу по координации проектов по автомобильным дорогам, входящим в состав транспортных коридоров Андижан-Ош-Сарыташ-Иркештам-Кашгар и Душанбе-Джигартал-Карамик-Иркештам-Кашгар. Кстати, напомним, что трансконтинентальный автодорожный коридор пройдет по исторически сложившимся маршрутам Великого шелкового пути.
Общая стоимость реализации Программы УНА составляет 2,2 млрд долларов, ее финансирование будет осуществляться за счет средств Республиканского дорожного фонда в объеме 1,5 млрд долларов, а также льготных кредитов международных финансовых институтов, в частности, Азиатского банка развития (АБР) и Японского банка международного сотрудничества.
Национальная автомагистраль: скорость + безопасность
Принятая в апреле этого года Программа строительства и реконструкции участков дорог в системе национальной автомагистрали стала новым этапом реформирования в отрасли. По прогнозам специалистов, проведение реконструкции — расширение автодорог и укладка нового качественного покрытия, отвечающего принятым международным стандартам, — положительно скажется на сокращении дорожно-транспортных происшествий, снижении вредных выбросов выхлопных газов в атмосферу. Значительно увеличится и скорость движения. На равнинных участках автомагистрали она составит 150 км/ч, а на горных — до 120 км/ч. Таким образом, коммерческая скорость доставки продукции автомобильным транспортом увеличится на 15—20 процентов.
По мнению специалистов, в течение шести лет будут построены 400 км четырехполосных дорог с цементно-бетонным покрытием, 813 км четырехполосных дорог с асфальтобетонным покрытием и 288 км двухполосных дорог с асфальтобетонным покрытием. Программа также предусматривает строительство семи транспортных развязок и 1488 погонных метров путепроводов и мостов.
Стране требуется много дорог — хороших и разных. Беда в том, что многие из них строились 40—50 лет назад и не были рассчитаны на современные нагрузки и такой напряженный грузопоток. Ранее построенные дороги спроектированы под нагрузку на ось 3—5 тонн, а современная техника превышает эти нормативы в 2—3 раза.
Реализация программы позволит обеспечить на всем протяжении Узбекской национальной автомагистрали проезд автотранспортных средств с нагрузкой на ось 13 тонн. В ходе ее развития будут освоены инновационные технологии строительства, реконструкции автодорог, мостов, путепроводов и содержания инфраструктуры.
В соответствии с графиком работ в четвертом квартале текущего года планируется объявить тендер на приобретение шести комплектов специализированных мобильных асфальтобетонных комплексов с поставкой первом квартале 2010 года. Проект развития национальной автомагистрали также предусматривает создание до конца 2009 года производств по выпуску сульфатостойкого портландцемента марки М-500 и выше, пластификаторов и химических добавок, а также других полимерно-строительных материалов, используемых в дорожном строительстве.
Импульс развитию экономики страны
Основной целью развития УНА является развитие пропускных возможностей с доведением к концу 2014 года ее параметров до 1-й категории с четырехполосным движением в соответствии с международными стандартами, обеспечивающими ее конкурентоспособность на уровне мировых аналогов. Очередность строительства и реконструкции будет определяться с учетом наибольшей интенсивности движения на участках магистрали. Это позволит уже в ближайшее время повысить пропускную способность автомагистрали и довести ее скоростные параметры до уровня лучших мировых достижений.
В числе приоритетов развития Узбекской национальной автомагистрали — отвод транзитного и грузового транспорта от городов за счет формирования системы обходных магистралей, завершение строительства и реконструкция нового направления автодороги Гулистан-Ахангаран, формирующей маршрут по кратчайшему расстоянию, поэтапное формирование новой Ташкентской обводной дороги, обеспечивающей в перспективе связь между автодорогами Узбекской национальной магистрали. Особое внимание уделяется обустройству автодорог необходимыми объектами транспортно-дорожной и сервисной инфраструктуры, включая мотели и кемпинги, АЗС, станции технического обслуживания, охраняемых стоянок автомобилей, объектов информационного обеспечения.
Следует особо отметить, что в условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса в стране осуществляется созидательная работа, по своим масштабам имеющая глобальное значение. Развитие Узбекской национальной автомагистрали — яркий тому пример. Полноценное функционирование трассы позволит создать тысячи рабочих мест, повысить инвестиционный рейтинг республики, решить проблемы высоких тарифов на транспорте, увеличить доступность использования природных ресурсов. Узбекская национальная автомагистраль даст импульс развитию взаимовыгодных торговых связей со странами мира, защитит экономические интересы Узбекистана.
Источник