Бишкек - 3 ноября. Реакция Государственного департамента США на заявление Алмазбека Атамбаева по Центру транзитных перевозок была мгновенной. Как будто американское внешнеполитическое ведомство только и ждало такого сообщения от властей Кыргызстана. Новый президент КР выделил две основные позиции: военная база в «Манасе» должна стать гражданским объектом - первая, в 2014 году, после окончания действия соглашения, она должна уйти – вторая.
Впрочем, Атамбаев достаточно четко обозначил позицию Кыргызстана о том, как американцы могут остаться в «Манасе»: «Учитывая, что у коалиционных сил могут возникнуть какие-то проблемы с транспортировкой грузов в Афганистан и обратно, мы готовы создать гражданский центр транзитных перевозок на основе инфраструктуры аэропорта,» - подчеркнул он. Госдеп мгновенно отреагировал: «Мы ожидаем проведения консультаций с новым правительством относительно того, что произойдет после 2014-го ода. Они ясно дали понять нам, что хотят провести такое обсуждение».
У США, как известно, принцип простой: кто победит на выборах, с тем и будем работать. Никаких ставок заранее, никаких обещаний помощи, но когда становится «горячо», американцы начинают действовать быстро и точно. Оказывается, они поняли правильно: «Мы ожидаем проведения консультаций с новым правительством относительно того, что произойдет после 2014-го. Они ясно дали понять нам, что хотят провести такое обсуждение». То есть заявление Атамбаева о том, что база в «Манасе» после 14-го года должна уйти или стать гражданским объектом, в Госдепе расшифровали как сигнал о начале торговли по платежам за аренду.
В то же время опасения Атамбаева о том, что страны, с которыми конфликтуют Штаты, могут нанести военный удар по американским объектам на территории Кыргызстана, весьма реалистично. Подлетное время ракет даже из Ирана не превышает 10-15 минут, из Афганистана – еще быстрее. И воюющим с США странам в принципе все равно, как называется объект – военная база или гражданский пункт. Это не важно – военная база в «Манасе» или Центр транзитных перевозок – главное, американский объект. Вот так. Да и как база в "Манасе" может стать гражданским объектом, если перевозит военнослужащих и военную технику?!