К сожалению, а может и к счастью, мало кому удаётся взять интервью у Лины Васильевны. Последнее время она вообще отказывается общаться с представителями прессы. Увидеть её среди людей – редкостное явление. Юрий Андрухович называет Лину Костенко «неуловимой королевой». Почему же Лина Васильевна так дозирует свою публичность? Думаю, что тот, кто знаком с её творчеством, поймёт.
На каждой презентации её книжек или конференции, где она присутствует, - залы переполнены. Лина Васильевна всегда шикарно выглядит. Проходя, оставляет за собой шлейф восхитителных духов Живанши Демон и кажется, что сейчас будет трудно оторвать глаз от этой женщины. В столичном «Мистецьком Арсенале» в начале апреля прошла презентация книги 80-летнего публициста Ивана Дзюбы о жизненном пути Лины Васильевны – «Есть поэты для эпох». В книге писательница рассказывает о городе, в котором она росла – городок на Трухановом острове, который был сожжён дотла немцами осенью 1943 года.
Стиль жизни
— Многие знают, что такое Труханов остров до войны? А я там выросла. Я еще помню дома с ватерлинией наивысшего потопа 1931 года, помню мою школу. О таких вещах надо рассказывать, они имеют ценность, - говорит Лина Васильевна. Также женщина размышляет над феноменом «шестидесятничества»и о внутренней свободе, так как совесть для нее прежде всего!
Ныне Лина Васильевна настаивает на том, что Украина – «зона этической опасности», а поэтому здесь каждый может быть обиженным. Однако выбор, где купить духи через интернет магазин, она останавливает на Украине. А совсем недавно любимая племянница, знающая о предпочтениях тети, привезла духи Кристиан Диор. Лина Васильевна с радостью добавила их в свою коллекцию.
Чтобы беспрепятственно передать «высоковольтную линию духа» новому, пришедшему поколению, нужно бороться с «глухонемым временем». Собственно, Лина Костенко – это борец. Гость презентации, профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, Александр Пономарив это тоже отметил: «Она никогда не шла на компромиссы». Он отмечает, что круг ознакомленных с творчеством Лины Костенко должен расти, поскольку так улучшится национальное сознание. Лина Васильевна сознаётся, что преувеличенное внимание к её персоне вызывает у неё некоторый дискомфорт, ведь для нее важнее, чтобы её услышали люди.
— Эта презентация называется: «У будущего слух абсолютный». Особенно, если это будущее будет. Лейбниц когда-то сказал, что настоящее рожденное прошлым, рождает будущее. Настоящее – оно есть. Так интересно, какое же будущее оно нам родит? Какой будет слух у будущего, если теперь «глухонемые времена»? Ещё Леся Украинка говорила, что живет в «глухонемые времена». А в какие времена живём мы? Тоже в «глухонемые». Журналист Николай Княжицкий когда-то говорил: «Если нам не хватило ума построить страну для себя, так давайте построим её хотя бы для наших детей». В нашем обществе есть те, кто прикрывается, как слон в жару ушами – и ничего не слышит. Когда была несколько лет назад презентация книжки Оксаны Пахлёвской «Ave, Europa!», то на стенах висели портреты великих деятелей, где с портрета в зал смотрел Шевченко. Он как будто ждал, когда придёт апостол правды и науки, ведь у прошлого слух тоже абсолютный. www.efaun.ru