28 января 1992 года все подразделения национальной авиакомпании, участвующие в процессе авиаперевозок, были объединены в единую систему, получившей название – Национальная авиакомпания "Узбекистон хаво йуллари".
Спустя всего лишь три месяца, после получения статуса национального авиаперевозчика, НАК прошла процедуру регистрации в Международной организации гражданской авиации (ICAO), получила свой собственный код HY. Данные о своих рейсах были внесены в мировые системы бронирования.
Правильно выбранная стратегия развития НАК, позволила компании занять достойное место на плотном рынке авиаперевозок. Была проделана колоссальная работа по реконструкции аэровокзальных комплексов, ангаров для воздушных судов и строительства новых. Создана собственная база подготовки высококвалифицированных кадров, внедрены гибкие системы тарифов и скидок.
Успешное развитие невозможно без современных методов управления, компанией внедрены программа UzAirPlus, система менеджмента качества (СМК), сокращенный минимум вертикального эшелонирования (RVSM), а также освоены практически все трудоемкие формы технического обслуживания воздушных судов.
За прошедшие годы практически полностью обновлен парк самолетов. В 1993 году в Ташкент прибыл первый аэробус А310 приобретенный Национальной авиакомпанией в финансовый лизинг. На сегодняшний день 90% авиапарка состоит из современных лайнеров Boeing – 757/767, А-320, А-310, Rj-85 и отечественных Ил-114-100.
Модернизация авиапарка продолжается, буквально в ближайшие дни ожидается прибытие нового В-767, а в перспективе еще три В-767 и два В-787 Dreamliner.
Обновление парка самолетов современными комфортабельными лайнерами, безусловно сказывается на пассажирских перевозках. На карте полетов авиакомпании значатся маршруты по всем направлениям: от Нью-Йорка и Парижа, Москвы и Калининграда до Токио и Бангкока.
По итогам работы за 2011 год компанией было выполнено 24 437 рейсов и перевезено 2 млн 322 тыс. пассажиров, что на 155,8 тыс. больше чем в прошлом году. Увеличились и грузовые перевозки, так за прошлый год было перевезено 48,2 тыс. тонн, что на 5,1% больше по сравнению с 2010 годом. Причем только через аэропорт "Навои" было отправлено 20,7 тыс. тонн грузов.
Вопросам обеспечения безопасности полетов компанией уделяется первостепенное внимание. В 1997 году НАК "Узбекистон хаво йуллари" был присужден престижный диплом Международного фонда авиационной безопасности "За выдающиеся заслуги в области обеспечения безопасности полетов".
Национальный авиаперевозчик получил официальное приглашение для вступления в ассоциированные члены глобального альянса SkyTeam от авиакомпании "Кореан Эйр", которая является лидером грузовых перевозок. Совместно с этой компанией создается крупный интермодальный центр логистики в Навои, где уже эксплуатируется грузовой терминал, обрабатывающий до 300 тонн грузов в сутки. В текущем году там же планируется открытие нового пассажирского аэровокзала с пропускной способностью до 400 человек в час.
Для подготовки летного состава НАК в ближайшие дни планируется ввод в эксплуатацию нового Тренажерного комплекса, оснащенного современнейшим оборудованием. Комплекс помимо экономии валютных средств на подготовку собственных специалистов, позволит получать доход с оказания услуг по тренажерной подготовке другим авиакомпаниям.
На состоявшейся пресс-конференции, посвященной юбилею НАК "Узбекистон хаво йуллари", Генеральный директор Валерий Тян отметил: "Гражданская авиация несет в себе позитив, это не только деловые поездки, визиты к родственникам и близким, но и приятные путешествия, где кроется огромный потенциал с точки зрения развития туризма. Расширение сотрудничества с туристическими компаниями важно не только для развития иностранного туризма, но и для внутреннего, поэтому НАК намерена работать в этом сегменте более активней".
Говоря о перспективах развития компании, он подчеркнул, что авиакомпания будет оптимизирована с точки зрения географии полетов и коммерческих интересов.
Будет продолжена политика приобретения более совершенной и экологичной техники, дальнейшее развитие получит выгодный для государства проект Навоийиского интермодального логистического центра.
Узбекистан имеет выгодное географическое положение, через воздушное пространство республики проходят многочисленные авиамаршруты с Запада на Восток, с Севера на Юг.
Оснащенность современным навигационным оборудованием, спасательными службами, квалифицированным персоналом, это те компоненты, которые привлекают зарубежные авиакомпании для пролета над территорией республики, а это деньги и немалые. Поэтому модернизация воздушного пространства для государства выгодна и необходима.
Отвечая на вопрос о популярных во всем мире интернет-продажах авиабилетов, им было разъяснено, что это во многом зависит от поддержки и готовности банков.
Модернизация инфраструктуры, аэропортов, постоянное расширение и обновление авиапарка, улучшение сервиса, как в воздухе, так и на земле, вполне может дать возможность НАК "Узбекистон хаво йуллари" войти в число лидирующих компаний на мировом рынке авиаперевозок.
Текст и фото Максада Джангирова