В феврале месяце текущего года прошли два мероприятия, которые не остались незамеченными для журналистской общественности. Одно из них было посвящено взаимодействию СМИ и государственных и общественных организаций – "Обеспечение открытости и гласности проводимых реформ: вопросы совершенствования потенциала информационных служб органов государственного управления и общественных организаций". Организаторами, которого выступили Общественный фонд поддержки и развития независимых печатных СМИ и информагентств Узбекистана, ОБСЕ и МЦПЖ.
Двумя неделями ранее прошла региональная конференция "Охрана окружающей среды и изменение климата. Перспективы развития профессиональной экологической журналистики в Центральной Азии". Организаторами этого мероприятия выступили Экологическое движение Узбекистана, Международный фонд спасения Арала (МФСА), Фонд имени Конрада Аденауэра и Национальная Ассоциация электронных СМИ Узбекистана (НАЭСМИ).
Темы, обсуждаемые на этих конференциях, внешне казались разными, однако идеи и цели во многом были схожи - взаимодействие СМИ с представителями государственных и общественных организаций.
Обсуждаемые вопросы были действительно актуальными, ведь нехватка достоверной информации, в первую очередь, является следствием малоэффективной работы информационных служб со СМИ, которые, в свою очередь, являются важнейшим инструментом донесения информации до широкой общественности.
Эти вопросы поднимаются ежегодно, однако до сих пор они остаются открытыми.
Обе конференции подняли, действительно, важные проблемы. Но наше внимание привлекла формулировка, озвученная на одной из конференций "профессиональная экологическая журналистика". Конференция подняла проблему, так и не ответив на самый главный вопрос: кто они "профессиональные экологические журналисты". Это многоступенчатая проблема, и мы попробуем начать с истоков и дойти хотя бы до ее теоретического решения.
Экологическая журналистика – специализация достаточно узкая. Ни один вуз республики не готовит таких специалистов. Единственным обучающим инструментом выступают тренинги, семинары и медиа-туры, проводимые для журналистов.
Далее, если дипломированных специалистов у нас нет, обязательно должны быть активисты и энтузиасты. Это в основном либо экологи, либо журналисты. Но и в данном случае возникает проблема. Сможет ли эколог написать статью, которая будет интересна и доступна широкому кругу читателей, которых просто-напросто интересует, почему зима холодная, поднимется ли вода в Чарваке или как можно утилизировать отходы. Слог материалов, написанных экологами, впрочем, как и всеми другими специалистами, слишком сложен и может быть непонятен для простого читателя. А то, что непонятно, никогда не будет интересным.
Журналист же владеет магией слова. Он может адаптировать любой текст для простого читателя. Но журналист, говоря языком профессионалов, если не в теме, зачастую может неверно интерпретировать слова ученых. Что же получается, журналист и эколог – это две параллельные прямые, которые никогда не пересекутся? Вовсе нет, случаи пересечения все-таки встречаются. Чаще бывает, когда журналист уходит с головой в экологическую тематику, нежели эколог вдается в журналистику. Однако такое явление по большей части характерно для специализированных изданий, где весьма узкая целевая читательская аудитория. Но в том то и дело, что основная задача журналистики заключается в том, чтобы донести проблемную информацию различного характера до большего числа людей, а это возможно сделать только через общедоступные СМИ.
В то же время специфика отечественных общедоступных СМИ не позволяет заниматься журналисту исключительно одной тематикой. Это происходит в силу ограниченности человеческих и финансовых ресурсов в большинстве изданий. Ежедневный поток информации и ограниченность кадров породили тенденцию публиковать небольшие новостные материалы и заметки, поверхностно затрагивающие те или иные темы и проблемы. Поскольку вникать в тему, поднимать проблемы и искать пути их решения занимает много времени, которого у журналиста зачастую просто не хватает.
Однако проблемы экологии остаются проблемами, о которых журналист не должен молчать. Но как сделать так, чтобы материалов на экологическую тематику стало больше, они стали бы качественнее, достовернее и доступнее для конечного читателя. Решение этой проблемы, возможно, и прозвучит банально – активное взаимодействие обеих сторон: и журналистов, и экологов. Это решение предполагает несколько аспектов: доступ к информации, возможность встречи с экспертами в области экологии, посещение проблемных экологических участков, территорий и объектов.
Наше мнение подтверждаются словами Хании Асилбековой, начальника Информационной службы Госкомприроды Узбекистана: "Региональные экологические проблемы Центральной Азии созвучны с мировыми проблемами. Это опять же управление водно-энергетическими ресурсами, вопросы изменения климата, проблемы Арала, трансграничные проблемы окружающей среды, деградация земель, загрязнение атмосферного воздуха, управление отходами, потеря биоразнообразия. К этим проблемам, в первую очередь, нужно привлекать внимание людей посредством СМИ. Материалы по экологии требуют более глубокого изучения проблемы, а также корректности и объективности подачи информации. Ошибка многих журналистов в том, что их статьи носят устрашающий характер, однако страх не привлечет внимание людей к проблеме. Нужно лишь объективно описывать проблему и предлагать ее реальное решение. Необходимо заинтересовать людей вопросами охраны окружающей среды, привлекать их на конкретные мероприятия".
Также в ходе конференции прозвучала интересная мысль о создании базы экспертов. Это бы существенно экономило время журналиста, большая часть которого зачастую тратится на поиски компетентного лица в той или иной области.
Что касается доступа к информации, то эта проблема журналистики в целом. И поднимается она на каждой второй конференции, семинаре, круглом столе. Первое и, пожалуй, самое существенное препятствие в этом вопросе – неслаженная работа пресс-служб министерств, ведомств и организаций – основная тема другой уже февральской конференции. В то время как все эти организации должны быть заинтересованы в распространении информации в массы, в большинстве из них работа в этом направлении ведется довольно слабо. В некоторых ведомствах и не предполагается существование отдела по работе со СМИ. Но ведь журналист – это инструмент распространения информации для населения. Это некий мост между широкой общественностью и государственными структурами, а также некоммерческими организациями. Экологические организации занимают непоследнее место в этом списке.
Инициатива должна исходить, в первую очередь, от организации: подавать интересную информацию журналистам, проводить медиа-туры и организовывать встречи с компетентными людьми. А задача журналистов заключается в изучении той или иной тематики и адаптации ее для конечного читателя. Именно таким образом должны строиться взаимоотношения между СМИ и различными министерствами, ведомствами и некоммерческими организациями. Это не означает, что журналист должен сидеть и ожидать, когда на него свалится нужная информация. Затратив уйму времени, он попытается найти то, что ему нужно, но мы как раз и говорим о том взаимодействии, которое позволит более эффективно и достоверно готовить необходимую информацию для публикации.
Но эти проблемы характерны, как мы уже сказали, не только для экологической журналистики.. Тем более, что сама экология, а точнее ее проблемы – следствие хозяйственной деятельности человека. Экожурналистика не может существовать изолировано от экономических, политических и социальных проблем человечества. Все это тесно взаимосвязано друг с другом.
Кого же можно отнести в разряд "профессиональных экожурналистов"? Условно, журналистов, работающих в специализированных изданиях, которые изо дня в день занимаются сугубо экологическими проблемами. Но, подавляющая часть журналистов представляют общедоступные СМИ (а это массовый читатель, зритель, слушатель), и вопросами экологии занимаются от случая к случаю. Поэтому, экологическим организациям нужно более активно взаимодействовать именно с этой категорией журналистов.
Таким образом, выделять "профессиональную экожурналистику" в отдельную специальность, на данный момент было бы преждевременным. Мы предлагаем оставить прежний термин "экологическая журналистика", подразумевая при этом, что к вопросам экологии журналисты подходят профессионально, добросовестно изучая все материалы и подготавливая качественные публикации.
Так считает и наш коллега из Казахстана Игорь Братцев, директор Международного центра журналистики в г.Алматы: "В экологической журналистике есть ряд сложностей. Во-первых, стоит ли выделять вообще такой вид журналистики в отдельную специализацию. В идеале это направление должно быть соотнесено с другими направлениями: экономической журналистикой, политической, социальной. Само по себе направление экожурналистики не самое популярное среди прочих. Ошибка многих публикаций в том, что они ориентированы не на конечного читателя, как должно быть, а на экспертов и журналистов. Люди не хотят читать об этом. Это вроде бы и важно, но не интересно и непонятно. Потенциальная аудитория сужается, в связи с чем не формируется экологическое сознание населения.
Одна из проблем и журналистов, и госслужащих – это незнание законодательства. Госструктуры, по их словам, постоянно рассылают журналистам различные пресс-релизы и сообщения. Однако важно другое, насколько быстро они могут среагировать на запрос журналиста и дать конкретный ответ. Например, в казахстанском законодательстве чиновник несет ответственность за не дачу журналистам своевременной информации. Важно, чтобы четко работали пресс-службы госструктур".
Что касается прозвучавшего в ходе конференции мнения об открытии в вузах отдельной специальности – экологической журналистики. По нашему мнению, в этом нет необходимости. На всех гуманитарных факультетах, в том числе и на журфаке, на первом курсе студенты уже прослушивают лекции по экологии. Правда, это ограничено рамками одного семестра. Возможно, стоит расширить программу до полного курса. На наш взгляд, гораздо эффективнее обучать журналистов общедоступных СМИ практическим методом путем проведения медиа-туров, тренингов и семинаров. К примеру, такие полезные обучающие семинары со студентами журфака проводит журнал "Экологический Вестник". Такой метод, как нам кажется, окажется не только продуктивнее, но и дешевле. Ведь открытие отдельной специальности обойдется госбюджету недешево. И не факт, что каждый выпускник, получивший данную специальность, будет работать в дальнейшем именно по этому направлению.
Стимулирующим фактором в развитии журналистики давно уже стали различные конкурсы, в том числе, и конкурсы экологической журналистики. Но важно чтобы они проводились не по принципу «конкурс ради конкурса», в погоне за количеством участников, а большее внимание уделялось качественной стороне. Для этого необходимо разработать четкие и жесткие критерии оценок принимаемых на конкурс материалов.
Роль журналистики велика, и это обязывает современную журналистику быть качественной: готовить достоверные, правдивые материалы, затрагивающие важные проблемы на разных уровнях в жизни нашего общества.
Максад Джангиров, Евгения Грандэ