Намерение Китая закупить крупную партию российских истребителей Су-35 связано, прежде всего, с отставанием китайского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в разработке и производстве истребителей четвертого и пятого поколения, сообщил РИА Новости во вторник главный редактор профильного издания "Экспорт вооружений" Андрей Фролов.
Таким образом он прокомментировал статью в газете "Коммерсант" о том, что Россия и Китай близки к заключению контракта на поставку 48 многофункциональных истребителей Су-35 стоимостью около 4 миллиардов долларов.
"Оборонно-промышленный комплекс Китая достиг значительных успехов в копировании и производстве планеров советских и российских истребителей, однако так и не смог разработать надежный двигатель для этих боевых самолетов. Двигатели Китай всегда закупал в России. Кроме того, китайская оборонка не может обеспечить отечественные истребители собственными системами бортового радиоэлектронного оборудования мирового уровня", - отметил эксперт.
По его словам, все эти проблемы относятся не только к китайским истребителям четвертого поколения J-11 (копия Су-27), J-15 (копия корабельного Су-33), J-16 (копия Су-30), но и к создаваемому сейчас истребителю пятого поколения J-20.
Он также напомнил, что многофункциональный истребитель Су-35 разрабатывался изначально именно для экспорта в Китай. Фролов отметил, что китайская сторона долгое время вела переговоры по поводу покупки российских двигателей 117С, установленных на Су-35, однако переговоры закончились ничем. "Это могло стать еще одной причиной решения закупить самолеты (Су-35) вместо двигателей", - подчеркнул эксперт.
Китай, который наравне с Индией много лет был главным партнером России в области военно-технического сотрудничества, с 2006 года начал сокращать объем ВТС. Однако в 2011 году ВТС Китая и России активизировалось, в том числе за счет авиационной составляющей, которая оценивается в миллиард долларов.
Про данным Центра анализа стратегий и технологий, в 2011 году в Китай было поставлено 11 двигателей Д-30КП2 для бомбардировщиков Н-6К и предположительно около 60 авиадвигателей АЛ-31Ф/ФН для истребителей J-10 и J-11 и закупленных в России истребителей Су-27/30.
По данным Центра анализа мировой торговли оружием, в целом, начиная с 1991 года, в Китай было поставлено 178 истребителей Су-27/Су-30, в том числе 38 одноместных истребителей Су-27СК, 40 двухместных учебно-боевых самолетов Су-27УБК, 76 многоцелевых истребителей Су-30МКК и 24 истребителя Су-30МК2. Кроме того, на авиазавод в Шэньяне, где велось лицензионное производство Су-27СК по принципу агрегатной сборки, было поставлено 105 машинокомплектов.