Прародительницами современного населения острова Мадагаскар, расположенного у юго-восточного побережья Африки, стали примерно 1,2 тысячи лет назад около 30 женщин, прибывших туда с территории нынешней Индонезии, утверждают авторы исследования, проведенного международной группой специалистов в области генетики, сообщает в среду газета Jakarta Globe.
"Этот индонезийский вклад - язык, культура и гены - продолжает доминировать у народа Мадагаскара даже сегодня", - пишут соавторы из Индонезии, Новой Зеландии, США и Франции в статье, опубликованной авторитетным научным журналом Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.
"Евы" из Индонезии
Группа ученых во главе с Мюрреем Коксом (Murray P. Cox) из новозеландского университета Massey сравнила хромосомные маркеры 266 человек, принадлежащих к трем различным этническим группам мальгашей (так называют жителей Мадагаскара), и примерно 3 тысяч индонезийцев. Исследователи пришли к выводу, что у генетических истоков всего нынешнего населения Мадагаскара стоит группа в составе примерно 30 женщин с территории нынешней Индонезии, которая расположена в 8 тысячах километров к востоку от этого острова.
Между тем, "биологический вклад из Африки был намного меньшим, хотя и столь же важным", пишут ученые.
Исследование показало, что 93% прародительниц нынешних мальгашей, от которых происходит практически все коренное население острова, несли в себе индонезийские гены, тогда как африканские - лишь остающиеся 7%.
Прибегнув к компьютерной симуляции, авторы исследования пришли к выводу, что индонезийское заселение Мадагаскара произошло примерно в 830 году, во времена расцвета опиравшейся на индонезийский остров Суматра морской империи Шривиджая.
Авторы исследования занимались лишь митохондриальной ДНК, передающейся только по материнской линии, так что вопрос о том, прибыли ли на Мадгаскар вместе с "евами" и индонезийские "адамы", остается открытым.
"Необычным здесь является то, что остров Мадагаскар находится на огромном расстоянии от Индонезии, - заявил Кокс интернет-порталу LiveScience.com. - Мы говорим о том, что через Индийский океан переместилась целая культура".
Ирония истории
На самом деле, ирония истории, заключающаяся в том, что Мадагаскар был заселен преимущественно не народами Африки, отделенной от него лишь Мозамбикским проливом, а проплывшими тысячи километров выходцами из современной Индонезии, известна ученым давно. Одним из наиболее убедительных доказательств переселения является тот факт, что малагасийский язык, на котором говорят на Мадагаскаре, относится не к африканским, а к малайско-полинезийской семье языков.
Но есть и другие неоспоримые свидетельства "индонезийского наплыва" - наличие у мальгашей традиционных для народов Индонезийского архипелага лодок с балансирами, непохожих на те, которыми пользуются африканцы; явно берущих начало с территории нынешней Индонезии музыкальных инструментов; типичных для Юго-Восточной Азии продовольственных культур.
Однако раньше считалось, что переселение предков нынешних индонезийцев на Мадагаскар произошло примерно на рубеже эр и продолжалось на протяжении нескольких веков. Между тем, Кокс и его соавторы пришли к выводу, что, возможно, все эти следы оставила одна-единственная миграция относительно скромного числа людей - причем не исключено, что чисто случайно.
Случайность или закономерность?
"Чего мы не знаем точно, так этого того, как именно это произошло - когда именно и как именно прибыли эти люди", - говорит Кокс.
Рассуждая о том, каким образом три десятка индонезийских "ев" оказались на Мадагаскаре, авторы исследования говорят о возможности того, что у берегов острова потерпел кораблекрушение случайно занесенный туда течениями корабль с примерно 500 людьми на борту.
"Не скажу, что мы уверены в том, что путешествие было случайным, но новые свидетельства указывают на то, что это - неплохая идея", - говорит Кокс.
Он также напоминает о том, как во время второй войны океанские течения доносили до Мадагаскара обломки разбомбленных близ берегов Японии кораблей.
"Как-то раз его (океан) даже пересек человек на спасательном плоту", - заключает ученый.
Но, напомнив об океанских течениях, авторы исследования попадают в логическую ловушку. Не говоря уже о том, что в IX веке не существовало судов, способных взять на борт 500 человек, и о том, что 30 случайных переселенцев едва ли могли обеспечить культурную преемственность на протяжении веков, они упускают из виду тот простой факт, что если течения помогли одному судну, то они несли бы и намного большее их число.
Дорога через океан
Так получилось, что подобный эксперимент был недавно проделан на практике: с 15 августа 2003-го до 23 февраля 2004 года названный в честь древнего яванского храма двадцатиметровый парусник "Борободур", прототипом которого послужили пять изображенных на барельефах этого храма судов с балансирами, проделал свыше 11 тысяч морских миль от Джакарты до Аккры (Гана), зайдя за эти полгода на острова Килинга (Кокосовые), Сейшельские острова, Мадагаскар и в Южную Африку.
Причем построен он был индонезийскими мастерами с островов Кангеан, расположенных в 60 милях к северу от Бали, лишь из тех материалов и только с помощью тех инструментов, что были доступны судостроителям Явы в восьмом веке. На судне имелись компьютер, современной радар, система спутниковой навигации и сотовый телефон, однако во всем остальном он являлся точной копией судов древних индонезийцев.
Целью необычной экспедиции было доказать, что предки нынешних индонезийцев, действительно, в первом тысячелетии новой эры на подобных и даже намного более мелких судах с командами не более 30 человек регулярно плавали к побережью Южной Африки и обратно по так называемому "коричному пути" (по имени пряности корицы). И они даже поднимались на север вдоль западного побережья Африки - как минимум, вплоть до нынешней Ганы, доставляя в Африку шелка и пряности и забирая оттуда железную руду и слоновую кость.
Считается, что при благоприятном ветре путь до Мадагаскара с остановкой на Мальдивах путь тогда занимал примерно месяц, но, учитывая возможность штиля, часть провианта брали с собой из расчета на пару месяцев.
"Нас избивали несколько штормов, особенно в Мозамбикском проливе. Но это - крепкое судно, - заявил после плавания командовавший необычным кораблем англичанин Филипп Бил. - Его построили индонезийские островитяне, и оно вело себя прекрасно".