Бишкек - 26 августа. В общем, в Кыргызстане все хорошо. С экономикой плохо, а так – все хорошо. В социальной сфере плохо, а так все хорошо. В энергетике плохо, а так все хорошо… Подобный словесный иллюзион можно продолжать долго, но зачем? Если попытаться воссоздать самую популярную фразу всех наших президентов, то получится: «Впервые в истории независимого Кыргызстана…» – и далее по тексту в зависимости от задач сегодняшнего дня… Тем не менее, экономическая катастрофа может произойти в Кыргызстане уже зимой. Это не бредни паникеров или врагов временного правительства, это – реальные факты. К концу осени сегодняшние негативные тенденции оформятся, если ничего не предпринять, в системный кризис, произойдет тотальная деградация экономики, разрушение доходной части государственного бюджета, рухнет весь кредитно-финансовый сектор страны.
К этому добавится массовая безработица, обнищание население, резкое падение покупательной способности на фоне всеобщего роста цен, и в довершение всего – несколько областей республики могут остаться без света.Когда весной Казахстан из-за возможных беспорядков закрыл границу с Кыргызстаном, то в течение 42 дней убытки торговцев на рынке «Дордой» – крупнейшем в КР – составили 1 миллиард долларов – почти целый годовой бюджет страны.
С 1 июля начал действовать Таможенный кодекс на территории стран Таможенного союза. Это значит, что наш реэкспорт (например, дешевый ширпотреб из Китая) теперь не пройдет в Казахстан, Россию и Белоруссию – слишком высоки будут для таких товаров таможенные пошлины. «Дордой» всегда считался главным Центрально-азиатским торговым регулировщиком, куда стекались товары со всего света – из Эмиратов, Европы, Китая – и расходились по странам региона. Зачастую особая прибыльность такой торговли определялась просто – отсутствием таможенных пошлин на продукцию.Теперь контрабанда не пройдет. Она не пройдет, потому что страны ТС не могут ее пропустить, не убив экономически самих себя и свой союз.
На самом «Дордое» и на сопутствующих, связанных с ним услугах, в лучшие времена было занято 100 тысяч человек. На нашем южном Кара-Суйском рынке – 35 тысяч. Теперь все эти люди могут оказаться без работы. И об этом надо говорить сейчас, а не ждать зимы в надежде на то, что опять пронесет, что пусть, мол, пройдут выборы, не стоит народ будоражить и т.д.
Для сведения: ВВП Кыргызской Республики более чем на 50 процентов формируется за счет торгово-посреднической деятельности и оказания услуг. Сельское хозяйство убыточно и живет на госдотациях. Промышленность, которая по логике должна составлять заметную часть ВВП - и соответственно, доходную часть госбюджета - практические не вообще.
Что это значит? Умрет торговля – бюджет не получит доходов от налогов. А сегодня нехватка денег в казне равна, по официальной информации, уже 18,5 миллиарда сомов.Новые необходимые затраты по восстановлению юга республики увеличат бюджетный дефицит к концу года до 25-27 миллиардов.
Нынешние члены ВП уйдут на выборы в парламент. Техническое правительство – тоже временное – просто не успеет разработать и реализовать антикризисную программу. Больше того, есть серьезные опасения, что если кто-то из некоторых нынешних руководителей ВП опять возглавит правительство после выборов в Жогорку Кенеш и начнет в нынешней «модной» манере вместо взаимовыгодного сотрудничества провоцировать соседей на конфронтацию и раздавать налево и направо угрозы, то и Объединенная энергосистема Центральной Азии (ОЭС ЦА) может быть втянута в конфликт.Такие голоса уже звучат: национализируем пансионаты, отключим воду, останетесь без полива…
«Отключить» воду практически невозможно, потому что когда мы генерируем на каскаде Токтогульских ГЭС электроэнергию, то срабатываем воду, и она идет по существующим каналам сначала в Узбекистан, потом – в Казахстан. «Отключить» воду – значит, вообще остаться без света. Но и это – полбеды. Сегодня и Казахстан, и Узбекистан уже имеют свои внутренние закольцованные линии электропередачи в 500 киловольт, как и ЛЭП ОЭС ЦА. Наши соседи теперь могут безболезненно для себя выйти из объединенной энергосистемы, а мы тогда можем оказаться без света.
Вся наша гидроэнергетика, по сути, расположена на одной реке – Нарыне, в одной области на юге – Джалал-Абадской. Движение тока, согласно закону Ома, имеет всегда направление туда, где существует наименьшее сопротивление. Но если единая цепь будет разорвана, если соседи выйдут из ОЭС ЦА, то линия в 500 кВ, соединяющая все республики региона, а также наш юг и север, тоже прервется, и весь север Кыргызстана останется без света.
К сожалению, это – реальность, ставшая возможной из-за тотальной коррупции в энергетике: пока то одна, то другая семейные команды в нашей энергетике воровали, соседи строили высоковольтные линии, затратив на это по несколько миллиардов долларов. Поэтому сегодня заниматься агрессивной риторикой, а тем более угрожать соседям вместо предложений по сотрудничеству может дать только обратный эффект – ударит по нашей же экономике.
Лучше бы энергетикам не мешали договариваться с соседями о взаимных поставках электроэнергии (воды) и угля, мазута, газа! Скоро осень (именно так!), а экспорт нашей электроэнергии еще даже не начинался. А без экспорта нам не на что закупать топливо на зиму. Это далеко не частность. Как и антикризисная программа, которой нет. Как и ответственное постоянное правительство, которого тоже нет.Краткий итог выглядит так.
Если бы дело было в словах или фразах, если бы! Дефицит бюджета – полмиллиарда долларов. На восстановление Оша и Джалал-Абада потребуется 1 миллиард долларов, фактически целый годовой бюджет страны. Потери нашей торговли тянут уже более чем на 1 миллиард долларов. Все вместе лишь самые необходимые долговые потребности страны уже равны 125-130 миллиардам сомов. Это при годовом государственном бюджете в 45-47 миллиардов.
А еще надо не забыть про заготовку топлива – угля, мазута, природного газа, ГСМ, что само по себе составит не менее 18-20 миллиардов сомов. Если нынешние руководители энергетики молчат, то это не значит, что в отрасли все хорошо. Только на замену отработавших свой ресурс низковольтных сетей в Бишкеке и строительство хотя бы нескольких трансформаторных подстанций (110 кВ) потребуется не менее 250 миллионов долларов, переведите в сомы, еще 12,5 миллиарда…
Думать и уверять других в том, что вот, мол, пришло правительство профессионалов, и оно за три месяца не только решит все оперативные проблемы, но и создаст условия для роста экономики – это еще одна большая иллюзия. Кому она нужна? Риторический вопрос. Временному правительству, собственно, некого винить в том, что задуманные и провозглашенные им реформы идут так трудно и тяжело, что у многих возникает вполне понятное сомнение: а есть ли эти реформы вообще?
ВП само выбрало свой путь и снесло все государственные институты, дающие право на легитимизацию деятельности новой власти, а не ее декретизацию. Зачем надо было упразднять Конституционный суд? Или Жогорку Кенеш? Но раз снесли эти институты, то кто вам виноват, что была на полгода утрачена законность действий власти в стране?
И еще, как пройдут осенью выборы в парламент, чтобы закрепить законность нынешней власти?! Выборы пройдут хорошо.Цитата из недавнего выступления Р.Отунбаевой перед составом нового правительства – технического: «…впервые в истории независимого Кыргызстана мы должны провести всенародные выборы без использования административного ресурса и создать все возможности для свободного волеизъявления народа».
В общем, опять впервые, а главное, теперь правительство ответит за выборы в парламент. То есть, если правильно понимать логику мысли нынешней власти, то назначенное 14 июля техническое правительство за три месяца должно успеть ответить за все, что было сотворено до него, потом – при нем и после него. Последнее – по мере необходимости: как только надо будет что-то такое выявить в недавнем прошлом по какому-то конкретному лицу, так как раз и выявят.
Логика, конечно, замечательная.Замечательная во всех отношениях, потому что может быть обращена в любую сторону.Что толку теперь говорить и спрашивать: «Размахивать декретами, конечно, легче, но кто ответит за их законность? Кто понесет ответственность за принятые и подписанные на коленке решения?». Техническое правительство. Все предельно просто. Мы тут немного нахулиганили, а вы теперь разбирайтесь.
Впрочем, все это – всего лишь слова.И временному правительству некого винить, кроме, как самих себя, за то, что ситуация сложилась и продолжает развиваться вне правового и вне конституционного поля – сами же все решили, сами же все сделали и сами же должны находить выход из тупика. Ну, с этим уже нашли – техническое правительство. А заменять ЖК КР до его нового избрания будут по-прежнему члены ВП.Признание очевидного, а не поиск врагов, мог бы значительно облегчить работу ВП и принести ему настоящее народное доверие. Но как же без врагов осуществлять хоть какое-то подобие внутренней и внешней политики?! Никак? А, может быть, «впервые в истории независимого Кыргызстана» – попробовать?