Вчера в в Доме Фотографии открылась выставка Поля Надар, из Турции в Туркестан.
Выставка представляет 70 фотографий из репортажа, выполненного французским фотографом Полем Надар в 1890. Эти фотографии представляют собой современную печать, воспроизведенную с оригинальных негативов сохранившихся в фотоархивах Министерства Культуры Франции.
Тематика фотографий представлена: Транскаспийская магистраль, архитектура и пейзаж и общество.
Из порта Узун-Ада в Самарканде, Надар посещает эту пустынную страну, пользуясь единственной колеёй железной дороги: Транскаспийской магистралью, построенной и управляемой русскими солдатами. Железная дорога, единственный быстрый путь сообщения следует по бывшим этапам шелкового пути. Она сыграет решающую роль в экономическом развитии региона. Снимка и рассказы Надара вдохновят Жюля Верна на написание своего романа Клаудис Бомбарнак, посвященного этой совершенно новой эпопее железной дороги.
В теме общество Надар фотографирует улицу, скопление и жизнь на оживленных базарных площадях, бродячих торговцев, досуг кочевников и новое городское общество, семьи, играющих детей. Он снимает портреты местных руководителей, в частности эмира Бухары.
Для справки:
Поль Надар родился в Париже в 1856. С 1874, он работает в студии своего отца, известного фотографа Гаспара-Феликса Турнашон по прозвищу Надар, портретиста крупных современных писателей и артистов (Бальзака, Вагнера, Бодлера, и т.д.).
В 1886-1887 годах он официально возглавляет семейную студию. Вслед за своим отцом, сначала он развивает свое искусство в области портрета. В 1890, он предпринимает длинное путешествие, которое должно его привести в Ташкент на Всемирную Выставку. Именно это путешествие является темой выставки.
Уехав из Парижа, 18 августа он прибывает в Стамбул на Восточном Экспрессе, он пересекает Чёрное море, сев на судно в Батуми, пересекает Кавказ через Тбилиси и Баку, затем достигает территорий русского Туркестана, современные Туркменистан и Узбекистан. Он объезжает регион в течение двух месяцев, сначала на поезде, направившись по Транскаспийской магистрали, затем на конной повозке, и привозит оттуда около 1200 негативов, которые представляют повседневную жизнь, памятники, пейзажи, стройку строительства железной дороги и множество портретов.
Фоторепортаж Поля Надара является на самом деле одним из первых «больших репортажей» в истории фотографии. Недавнее усовершенствование и выпуск в продажу фотографического оборудования, более лёгкого и готового к работе, а именно использование броможелатиновой эмульсии серебра на гибких носителях (катушки), которая постепенно заменяет коллодиум на стеклянной пластине, позволяют выполнить большее количество снимков. Поль Надар путешествует с новыми аппаратами моментальной фотосъемки в руках, Kodak n.