Андрей Лубенский Надежды на потепление в российско-украинских отношениях, возникшие после смены власти в Киеве два года тому назад, не оправдались, напротив, в последнее время наблюдается кризисные явления, вплоть до торговых "войн". Такое положение не отвечает национальным интересам ни России, ни Украины. Элиты должны изменить подход к формированию отношений между двумя странами, в противном случае Россия и Украина продолжат отдаляться друг от друга - к такому выводу пришли российские и украинские эксперты во время телемоста "Москва-Киев" на тему "Украина между Востоком и Западом. Политические итоги 2-х лет", состоявшегося в РИА Новости. Киев должен определиться с выбором Пока официальный Киев стоит на распутье, пытаясь определиться с вектором движения (Европа или СНГ?), украинские социологи фиксируют определенные изменения в настроениях населения - и результаты опросов не вызывают оптимизма у сторонников сближения России и Украины. "Был очень большой запрос на улучшение украинско-российских отношений. Когда готовилось подписание Харьковских соглашений в 2010 году, мы провели опрос и выяснили, что практически 60% граждан Украины их поддерживают. Но уже в годовщину Харьковских соглашений, в апреле 2011 года, число людей, поддерживающих их, было 38%", - сказал директор социологической компании "Research & Brаnding group" Евгений Копатько. По его словам, объясняется это тем, что за соглашениями не последовало ни экономического, ни политического, ни гуманитарного продвижения или сближения, напротив, наступило охлаждение. Социолог отметил, что это отразилось на восприятии украинцами России в целом: "в самое худшее время правления Ющенко 34-35% респондентов считали Россию братской страной, сейчас этот показатель снизился до 20%". Копатько подчеркнул, что "это ответ граждан Украины на то, что происходит", причем виноваты в этом обе стороны. По его мнению, нынешнее состояние украинско-российских интересов не отвечает национальным интересам ни РФ, ни Украины, и если элиты двух стран не изменят подходов к формированию и наполнению этих отношений, Россия и Украина продолжат отдаляться друг от друга. Директор Института стран СНГ Константин Затулин отметил, что отсутствие прогресса в отношениях двух стран отчасти объясняется тем, что Украина должна сделать выбор, условно говоря, между Западом и Востоком, однако значительная часть украинской политической элиты "сознательно или бессознательно избегает этого", не скрывая, впрочем, что отдает предпочтение европейскому вектору. При этом эксперт отметил, что "никто не может объяснить, что реально сейчас и в среднесрочной перспективе приносит Украине так называемое вхождение в Европу". Колебания в выборе, между тем, опасны для Киева. По мнению Затулина, продвижению Украины на пути в Европу помешает "дело Тимошенко", под вопросом парафирование соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, а его подписание - "невероятно по политическим обстоятельствам". Кроме того, МВФ вряд ли даст Украине кредит - но уже не из-за Тимошенко, а по другим причинам. "МВФ не дает кредит и не даст его из-за недофинансированности бюджета и такого искусственного курса гривны, - сказал эксперт. - Если курс гривны обрушится, то в этом случае обрушится и добрая половина банковской системы Украины". В этих условиях Киеву просто необходимо добиться снижения цен на газ, но, по словам Затулина, "на все предложения России нет ответа". Эксперт подчеркнул очевидность того факта, что ЕС не заинтересован в интеграционных процессах Украины с Россией. Он выразил надежду, что после завершения президентских выборов в РФ ситуация улучшится, но констатировал, что в настоящее время в политических кругах России и Украины "растет взаимное раздражение". При этом эксперт отметил и просчеты российского руководства, в частности, в кадровой политике на "украинском направлении". Европа и "мягкая сила" Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский предложил не ограничиваться в дискуссии только кратким периодом президентства Виктора Януковича, поскольку тогда сложно будет видеть всю картину. По его словам, не только в последние два года, но и в течение всех 20 лет независимости РФ и Украины в обеих странах складывались "внутренние тренды экономического, социального и политического развития, и они естественным образом не совпадали". Политолог при этом отметил, что все эти годы, независимо от того, кто был у власти в Украине, европейский вектор благодаря так называемой "мягкой силе", становился все более привлекательным для элиты и вообще для политически активной части населения, тогда как в массовом сознании дружеское отношение к России оставалось и остается практически неизменным. "И эти "ножницы" между так называемыми элитами и массовым сознанием не исчезли с приходом якобы "пророссийского" президента", - сказал Погребинский, отметив, что серьезным сигналом может служить выдвижение кандидатуры Петра Порошенко на пост министра экономики. Эксперт пояснил, что "Порошенко давний противник интеграции с Россией, который содержит на свои деньги самые антироссийские медиа в Украине". Принимавшая участие в дискуссии заместитель директора Российского института стратегических исследований Тамара Гузенкова напомнила, что Порошенко имеет производство в РФ и достаточно успешно ведет там свой бизнес. В целом, по ее словам, российско-украинские отношения находятся "в очень глубоком кризисе" на всех уровнях и вообще "сильно выродились", что отражается хотя бы в перипетиях газового спора, потому "необходимо поскорее выйти из этой колеи взаимного запугивания". А руководитель Центра украинских исследований Института Европы РАН Виктор Мироненко отметил, что отношения между Киевом и Москвой "международными отношениями так и не стали". По его словам, "в течение всех 20 лет российско-украинские отношения есть отношения элит, российских и украинских, по совершенно конкретному поводу - раздела доставшегося им от Советского Союза имущества". И резкое ухудшение российско-украинских отношений, независимо от фамилий находящихся у власти президентов, просто говорит о том, что "количество подлежащего дележу имущества катастрофически уменьшается". Мироненко выразил надежду на то, что после того, как "все растащат", отношения между двумя странами естественным образом улучшатся - надо будет как-то жить, что-то производить, "и эта необходимость что-то производить вызовет потребность в кооперации и сотрудничестве". Газовые споры решатся после выборов в РФ? Владимир Затулин высказал мнение, что украинско-российские газовые споры и другие острые проблемы в отношениях двух стран могут разрешиться после завершения президентской кампании в РФ - или, по крайней мере, можно будет ожидать каких-то подвижек в их решении. "Почему эти (газовые) переговоры не заканчиваются результатом? Потому что позиции стран не сближаются, и не находится, как говорится, симметричных ответов на симметрично поставленные вопросы. Нет политического решения, - сказал директор Института стран СНГ. - Мне кажется, что поводом к этому решению теперь являются окончание избирательной кампании в России и большая возможность для будущего президента сосредоточиться на самых актуальных вопросах отношений в СНГ, а российско-украинские отношения - самые актуальные, на мой взгляд, для России в СНГ". По его словам, в украинско-российских отношениях необходимо предпринять попытку "новой перезагрузки", и поводом к этому может стать "обновление власти в России, во всяком случае, возвращение Владимира Путина, по крайней мере, официально, к внешней политике". Эксперт добавил, что Путин и сейчас, конечно, оказывает влияние на принятие внешнеполитических решений, но "он будет полностью отвечать за это направление с момента, когда станет президентом". С этим согласился Евгений Копатько, отметивший, в частности, что последние газовые инициативы России, не встретившие пока понимания в Киеве, будут снова обсуждаться после завершения российских выборов. "Я думаю, что в ближайшее время эти инициативы... Владимир Путин в новом качестве актуализирует", - сказал Копатько. По его мнению, тогда Москва и Киев более предметно займутся и другими важными вопросами, в том числе и вопросом о ратификации соглашения о зоне свободной торговли в СНГ. Кремль и украинские националисты Виктор Мироненко согласился с тезисом об эффективности "мягкой силы" Европы и отметил, что она борет "жесткую силу" - а именно Россия склонна иногда к неоправданной жесткости в отношениях. Виноваты в проблемах обе стороны, но Россия, по словам эксперта, все-таки виновата больше. "Россия больше, Россия сильнее, российская сторона очевидно наступает, украинская, в большинстве случаев, защищается", - сказал Мироненко, добавив, что нынешняя ситуация в отношениях двух стран напоминает "Алису в Зазеркалье" Кэрролла или "1984" Оруэлла - "на выбор". В частности, по его мнению, сами же российские власти своими действиями и высказываниями часто дают оправдание самому существованию украинских националистов, весь смысл которого в том, что Россия - враг". Так, вряд ли укреплению дружбы способствуют заявления российской стороны о воровстве Украиной газа - "а этого ни проверить, ни доказать нельзя". Что касается цены на газ (действительно неподъемной для украинской экономики) или строительства газопроводов в обход территории Украины, то эксперт напомнил: газ как будто бы принадлежит всем гражданам России, но никто не спрашивал у них, нужно ли строить новые трубопроводы, выбрасывая на это миллиарды долларов, или, может быть, можно обойтись без этого, используя украинскую ГТС? Затулин согласился с тем, что в построении украинско-российских отношений с обеих сторон "не хватает мудрости", но задался вопросом, почему в России недостаточно лоббистов и защитников интересов Украины хотя бы в том, что касается газовых проблем. По его словам, ясно, что "Газпром" - структура, которая заинтересована в получении максимальной цены на свою продукцию, но чтобы каким-то образом ограничивать "хватательные рефлексы" компании, в российском обществе должны быть лоббисты других, более низких цен на газ для Украины - "по той причине, что с Украиной так нельзя". Затулин напомнил, что Белоруссия имеет таких лоббистов, в том числе и в Госдуме, и каждый раз, когда политические круги РФ пытаются диктовать что-либо Минску, они встают на его защиту, мотивируя это, в частности, и тем, что "Белоруссия - это единственная страна на постсоветском пространстве, в которой русский язык, наряду с белорусским языком, является государственным", оттуда "не бегут русские люди". По словам эксперта, в Украине даже половинчатые законопроекты относительно повышения статуса русского языка лежат без всякого движения нынешняя украинская власть "обладает абсолютными возможностями продавить любое решение через Верховную Раду" и выполнить свои же обещания. С этим согласился Копатько, отметивший крайне малую вероятность того, что тема русского языка как второго государственного будет актуализирована властью в ближайшее время. В то же время, по его мнению, идея использования русского языка как языка "меньшинств" на территориях, где преобладает русскоязычное население, будет использована на грядущих парламентских выборах - "как маркер".
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции