Законопроект о выборах в ГД дает новым партиям шанс, уверены эксперты
Эксперты полагают, что новый законопроект о выборах депутатов Госдумы, который внес президент Дмитрий Медведев, усилит личностный фактор в партийной политике и может повысить интерес граждан к выборам. Что же касается оппозиционный партий и тех, которые могут быть зарегистрированы после упрощения этих процедур, для них помимо плюсов, политологи видят и ряд "подводных камней" - им будет сложно конкурировать с партией власти по количеству известных в регионах представителей.
В четверг президент внес в Госдуму законопроект о выборах депутатов нижней палаты парламента. В соответствии с документом, действующая сейчас пропорциональная избирательная система сохранится, но с рядом новаций. В частности, законопроект предполагает проведение выборов по 225 территориальным единицам. Кроме того, в методике распределения мандатов заложен компенсационный механизм, обеспечивающий представительство в Госдуме всех субъектов РФ.
Малым партиям будет сложно
Эксперты сходятся в том, что новый законопроект усложнит жизнь малым партиям, так как у них могут возникнуть трудности при составлении региональных списков.
"Мне кажется, что здесь два главных следствия: первое - усложнение жизни для малых партий и вообще для подавляющего большинства оппозиционных партий. Правила игры для них выборные становятся в некоторых существенных пунктах более суровыми, более сложными", - считает глава фонда "Стратегия-2020" Михаил Ремизов.
"Конечно, пилюлю подсластили, сняв необходимость сбора подписей, максимально снизив ценз на участие в выборах формально, но оппозиционным партиям уже сегодня довольно трудно собирать региональные списки, поэтому они боролись за сокращение количества региональных списков - у них нет такой большой организационной разветвленной кадровой базы, как у партии власти", - добавил политолог.
По его словам, у подавляющего большинства оппозиционных партий "нет заметных лидеров мнений на местах".
"Им будет, несомненно, сложнее выставлять сколько-нибудь проходные списки по 225 округам. Возникает определенная фора для партии власти, и вообще для крупных партий с разветвленной инфраструктурой. То есть эта мера отчасти нивелирует эффект снижения ценза на образование партий, на участие в выборах", - подчеркнул собеседник агентства.
С такой позицией согласился и политолог Владимир Слатинов.
"Эсеры, ЛДПР и еще в большей степени либералы, которые собирали Болотную, могут теперь плакать, потому что таким изощренным способом нынешняя власть по сути дела закладывает такие правила игры, которые в следующем избирательном цикле позволят ей при падающем рейтинге и поддержке увеличить свое представительство в Госдуме", - считает он.
По его мнению, с формальной точки зрения власть выполняет требования Болотной площади.
"Ребят, вы хотели свободного партийного строительства, вот вам свободное партийное строительство, которое резко усиливает конкуренцию и увеличивает внешнее количество партий, но при этом ослабляет их конкурентоспособность", - сказал Слатинов.
По мнению Ремизова, еще одним следствием нового законопроекта является "усиление роли региональных элит, в том числе губернаторов".
"Усиление роли региональных элит и тех же губернаторов, региональных бизнес-структур связано с тем, что партиям придется в большей степени, чем сейчас, опираться на лидеров мнений на местах, на активистов, политиков, бизнесменов, укоренных в местной региональной политике, и у региональных элит будет более сильная позиция в общефедеральной политике", - отметил эксперт.
Повысит интерес к выборам
Генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков, говоря о том, как отразится новый законопроект на жизни российских граждан, в частности, отметил, что "если все пойдет как надо, то гражданам это дает больше возможности для реализации своих избирательных прав".
"Потому что на последних выборах многие голосовали за "Справедливую Россию", КПРФ только потому, что ничего другого не было. А если партии появятся на правом фланге, то конечно это повысит интерес вообще к избирательной кампании, потому что будет более ожесточенная борьба - это всегда вызывает интерес у избирателя, и конечно, это даст возможность того, что практически каждый избиратель сможет найти свою партию в избирательном бюллетене", - отметил он.
Ремизов в свою очередь считает, что главный плюс законопроекта состоит в повышении персональной ответственности депутатов перед избирателями, росте личностного фактора в партийной политике.
"Потому что сегодня личностный фактор в партийной политике недооценен, недостаточно выражен, и ответственность и авторитет отдельных политиков размывается и теряется в какой-то общепартийной массе за фасадом больших партийных структур. То есть личная ответственность и личный авторитет политиков вырастет - есть шанс, что будет формироваться какая-то когорта более-менее самостоятельных политиков, в том числе самостоятельных по отношению к партийным бюрократиям, аппаратам", - отметил политолог.
"Соответственно, можно надеется и на то, что механизм принятия решения внутри в Госдуме партиями будет в большей степени учитывать разнообразие мнений внутрифракционное", - добавил он.
В свою очередь, председатель правления Российского общественного института избирательного права, экс-член ЦИК РФ Игорь Борисов назвал плюсом законопроекта привязку депутатов к округам. При этом он отметил, что остается вопрос, к какой партии будет принадлежать депутат, избранный по мажоритарной системе.
"Второй плюс - это то, что пропорциональная система более мягко отражает позиции в данном избирательном округе, чем мажоритарная система. Речь идет о распределении двух мандатов, которые будут учитывать большинство мнений населения округа. Ведь, когда собирают по одномандатной системе, то кандидату необходимо набрать более 20%, т.е. 70% с лишним, даже если и были против, кандидат все равно будет представлять их интересы",- сказал Борисов.
Он также отметил, что поддерживает инициативу в законопроекте, которая касается сетевых СМИ. "Сетевые издания подводят к тому, чтобы они также, как официально зарегистрированные СМИ, были ответственны за свою информацию",- добавил эксперт.
Будет ли больше работы у ЦИК?
Экс-член Центризбиркома считает, что упрощенная процедура по регистрации партий вряд ли прибавит работы ЦИК.
"Я бы не сказал, что это увеличит работу ЦИКу во время избирательных кампаний. Работа увеличится в межвыборный период, когда ЦИК отслеживает финансирование политических партий",- пояснил Борисов.
По его словам, в единые дни голосования и другие выборы работа избиркомов возрастет не за счет увеличения количества партий, а за счет самовыдвиженцев.
"Увеличивают работу кандидаты, выдвигающиеся сами по округам. Они иногда приносят больше хлопот, чем политические партии. Новых партий будет значительно меньше, чем кандидатов, которые захотят выдвинуться самостоятельно по мажоритарной системе",- отметил Борисов.
По словам секретаря ЦИК РФ, Николая Конкина, Центризбирком проведет глубокий анализ текста документа, в том числе процедур, которые заложены в законопроекте. "Например, нового принципа изменения схемы выборов депутатов Госдумы", - сказал Конкин журналистам.
По его словам, необходимо очень тщательно проработать вопросы, связанные с округами, а также подведением итогов выборов.
Конкин отметил, что отдельные члены ЦИК и правовое управление комиссии еще до внесения документа на рассмотрение в Думу проводили рабочие консультации по тексту.
Целый пакет законопроектов
Внесенный в четверг законопроект дополняет поступившие ранее от президента РФ законодательные инициативы, направленные на реформирование политической системы и избирательного законодательства, в том числе по введению прямых выборов губернаторов и сокращению минимальной численности политических партий.
Ранее внесенные президентские поправки Госдума намерена рассмотреть в первом чтении 28 февраля. К законопроекту об изменении избирательного законодательства депутаты могут приступить в первом чтении уже в начале апреля, сообщил журналистам председатель профильного комитета палаты по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин.
Избирательные блоки
Политолог Хомяков, говоря об упрощении регистрации политических партий, выразил опасение, что их может стать необоснованно много, и предложил создавать избирательные блоки.
"Этот проект, безусловно, очень революционный, особенно это касается того, что для регистрации политической партии необходимо всего 500 граждан в половине субъектов. Я думаю, это слишком заниженная цифра, поскольку это приведет к тому, что партий будет много", - сказал Хомяков.
При этом, по его мнению, существует "опасность, что партии будут уже создавать не столько для того, чтобы участвовать в выборах, а, допустим, как богатый человек имеет молодую жену, собаку, дачу и еще ему потребуется партия для того, чтобы в своем кругу говорить - я еще и лидер партии".
Слатинов также считает, что "сохранение очень низкого количества обязательных членов приведет к тому, что у нас будет взрывное партийное строительство".
"Конкуренция на политическом поле усилится, у многих уже существующих партий будут оттянуты голоса и, по большому счету, эта конструкция будет выгодна партии власти", - отметил он.
Кроме того, по словам Хомякова, "в нынешних условиях, когда высока степень гражданской активности, этот закон может преследовать и иную цель, которая не прописана в пояснительной записке" - "просто хотят раздробить это протестное движение, чтобы каждый из организаторов создал свою партию - партия Навального, Немцова, Касьянова и так далее".
"Но все будет зависеть от того, насколько избегут организаторы протестных митингов такого соблазна сделать партию только для себя дорогого", - отметил собеседник агентства.
Еще одной опасностью, по его мнению, является создание партий исключительно ради саморекламы перед выборами.
"Мы это наблюдали в свое время в 90-х годах, когда заявлял кандидат о том, что он создает партию, проводит все необходимые вещи, то есть это информационный повод - съезды, конференции, а в результате - партия не участвует, просто сам процесс создания партии идет ему в подспорье, чтобы избираться по одномандатному округу", - предположил Хомяков.
По его словам, для того, чтобы процесс регистрации новых партий не был слишком стихийным и массовым, "должны быть некие блокираторы".
"Допустим, если партия два срока пропускает, не участвует в федеральных выборах, значит, она должна быть ликвидирована", - подчеркнул эксперт.
Хомяков уверен, что закон о выборах "нельзя рассматривать в отрыве от нашего избирательного законодательства", и предлагает "разрешить создание избирательных блоков двумя и большим числом партий".
"Тогда это привело бы к тому, что может на первом этапе партий появится много, но потом, постепенно в ходе одного, второго избирательного цикла они будут соединяться, укрупнятся и станут настоящими субъектами нашего избирательного законодательства и нашей политической системы", - отметил он.
В свою очередь, глава государственно-правового управления президента РФ, помощник главы государства Лариса Брычева сообщила, что говорить о возвращении возможности создания избирательных блоков также преждевременно.
Армения
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
Киргизия
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
Азербайджан
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
Грузия
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||