По случаю 20-летия установления дипломатических отношений между Россией и Узбекистаном, газета "Новости Узбекистана" опубликовала Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Республике Узбекистан В.Л.Тюрденева.
20 марта 2012 года Россия и Узбекистан отметят юбилейную двадцатую годовщину дипломатических отношений. Все эти годы можно с уверенностью назвать не просто дипломатическим и стратегическим партнерством, они скорее напоминают теплую человеческую дружбу и взаимовыручку.
— Владимир Львович, как вы оцениваете минувшие двадцать лет? Какие, на ваш взгляд, произошли ключевые и заметные продвижения, укрепляющие фундамент двухсторонних отношений?
Прежде всего, хочу отметить, что в России дорожат дружественными, добрососедскими отношениями с Узбекистаном, высоко ценят взаимовыгодное сотрудничество с ним в политической, экономической, гуманитарной и других областях.
За прошедший период взаимоотношения между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, основывающиеся на исторических связях и традиционных узах дружбы между нашими народами, получили нарастающее развитие во всех сферах и по всем направлениям.
Считаю, что в настоящее время можно говорить о многоплановом взаимодействии наших стран, имеющих динамичный и тесный характер. Прежде всего, это проявляется в контактах на высшем уровне, осуществляемых руководителями двух стран на регулярной основе. Причём речь идёт не только об обмене визитами, но и проводимых ими встречах "на полях" международных форумов, регулярных телефонных бесед. Хотел бы также отметить ставшие традиционными межправительственные, межпарламентские, межведомственные контакты, форумы деловых кругов. Активно осуществляется межрегиональное сотрудничество, идёт взаимное обогащение по общественно-политическому, научному и культурному направлениям.
Наши государства эффективно взаимодействуют как в двустороннем формате, так и на различных международных площадках – в рамках СНГ, ШОС, ОДКБ и других международных организаций и объединений, включая, конечно, ООН. Укрепление таких связей, основывающихся на принципах стратегического партнерства и союзничества, является последовательным курсом Российской Федерации.
— На какую договорно-правовую базу опирается сотрудничество Узбекистана и России?
— На сегодняшний день, договорно-правовая база двустороннего сотрудничества насчитывает свыше 270 документов. Базовыми из них стали: Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве, подписанный 30 мая 1992 г., Договор о стратегическом партнерстве, подписанный 16 июня 2004 г. и Договор о союзнических отношениях, подписанный 14 ноября 2005 г., в которых зафиксированы основополагающие принципы развития двустороннего партнерства в военно-политической, торгово-экономической, транспортно-коммуникационной и гуманитарной сферах. Кроме того, договорами предусмотрено тесное взаимодействие в вопросах обеспечения национальной, региональной и международной безопасности, укрепления мира и стабильности, противодействия терроризму, распространению оружия массового уничтожения, незаконному обороту наркотиков и новым вызовам и угрозам.
Ратификация нашей страной в 2009 году межправительственных соглашений "О реадмиссии", "О борьбе с незаконной миграцией" и "О трудовой деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов Российской Федерации в Республике Узбекистан и трудящихся-мигрантов Республики Узбекистан в Российской Федерации" дала возможность юридически оформить наше взаимодействие в сфере трудовой миграции.
Нормативно-правовые акты, заключённые между Россией и Узбекистаном имеют конкретное применение и являются важным инструментом развития взаимосвязей. При этом ведётся постоянная работа по инвентаризации этих документов, нацеленная на их усовершенствование.
— Какими темпами развиваются торгово-экономические отношения наших стран? Что было сделано сторонами для смягчения негативного воздействия кризиса на экономические связи России и Узбекистана?
— Базовыми документами для развития торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан являются Соглашение о торговых отношениях от 13 ноября 1992 года и Соглашение о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле, которое вступило в силу с 1 марта 2003 года.
Важную роль в налаживании двустороннего сотрудничества играет Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан. На заседаниях комиссии обсуждаются ход выполнения Плана мероприятий к межправительственной Программе экономического сотрудничества на , текущее состояние и перспективы торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, а также вопросы взаимодействия в ТЭК, транспортной, промышленной, космической и авиационной отраслях. Тринадцатое заседание Комиссии состоялось 31 мая 2011 г. в Москве.
Россия занимает первое место среди торговых партнёров Узбекистана. В 2010 году двусторонний товарооборот составил 6,37 млрд долларов. В 2011 году его объем поднялся до 6,68 млрд долларов.
Россия поставляет в республику машины и оборудование на 504,8 млн долларов, продукцию металлургии на 377,5 млн долларов, химическую продукцию и изделия из неё на 232,5 млн долларов, продовольственные товары на 211,5 млн долларов, услуги и прочие товары на 785,5 млн долларов. Из Узбекистана в Россию поставляются энергоносители и нефтепродукты на сумму 1,7 млрд долларов, машины и оборудование на 852,1 млн долларов, продовольственные товары на сумму 764,9 млн долларов, хлопок-волокно на 86,2 млн долларов, чёрные и цветные металлы - 73,9 млн долларов, услуги и прочие товары на 818,8 млн долларов.
Первостепенное значение в российско-узбекских отношениях имеет взаимодействие в инвестиционной сфере, в том числе через осуществление масштабных совместных проектов в топливно-энергетическом комплексе, включая совместное проведение геологоразведочных работ, освоение на территории Узбекистана месторождений углеводородного сырья и его транспортировку. В стране успешно осуществляется инвестиционная деятельность таких российских компаний как "Лукойл" и "Газпром". Общий объем российских инвестиций за последние шесть лет составил более 5,7 млрд долларов США.
Примерами динамичного развития торгово-экономических связей также являются области информационно-коммуникационных технологий и железнодорожного транспорта.
В Узбекистане действуют 946 предприятий с участием российского капитала, из которых 353 - созданы за последние три года. В республике аккредитованы представительства 111 российских фирм и компаний. В России созданы 410 предприятий с участием резидентов Республики Узбекистан.
— Владимир Львович, расскажите, пожалуйста, о других направлениях взаимодействия наших стран.
— Важной составляющей взаимодействия являются межрегиональные российско-узбекские связи. Их юридической основой является межправительственное соглашение о расширении сотрудничества субъектов Российской Федерации с административно-территориальными образованиями Республики Узбекистан, подписанное 19 мая 2000 года. В настоящий момент действуют более 60 соглашений между субъектами России и административно-территориальными образованиями Узбекистана.
С Узбекистаном сотрудничает 70 регионов Российской Федерации. Лидирующие позиции в региональной торговле занимают Воронежская, Свердловская, Челябинская, Самарская, Оренбургская, Иркутская, Нижегородская области, г.Москва, Алтайский край и Республика Башкортостан, на долю которых приходится около 60 процентов взаимного товарооборота.
В сфере межрегионального экономического сотрудничества отмечаются активные контакты предприятий - производителей оборудования для нефтегазовой отрасли, автомобилей, сельскохозяйственных машин, мебели, медицинской техники из Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, Алтайского края, Волгоградской, Саратовской, Самарской, Челябинской и ряда других областей. Предприниматели этих регионов на регулярной основе принимают участие в международных выставках и презентациях на территории Узбекистана, в ходе которых потенциальным потребителям демонстрируются российская продукция и технологии производства, осуществляется обмен опытом деятельности в соответствующих отраслях экономики.
Активно осуществляется гуманитарное сотрудничество, в рамках которого важное значение имеет реализация межправительственной Программы гуманитарного сотрудничества на оды. Продолжается тесное взаимодействие в области науки и образования, примером чему служит успешная работа в Ташкенте филиалов ведущих российских ВУЗов: Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Российского государственного университета нефти и газа им. И.М.Губкина. Более 15 лет в республике работает филиал Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова. Большую роль в культурно-гуманитарной сфере играет деятельность Российского центра науки и культуры, Русского культурного центра Узбекистана и, конечно же, Фонда "Форум культуры и искусства Узбекистана". Стали традиционными фестивали, выставки, гастроли лучших коллективов России и Узбекистана, встречи с деятелями культуры.
— Владимир Львович, Россия всегда была предельно корректна в оценке внутренней политики Узбекистана. Иногда это истолковывается как политика "невмешательства" и некоторым не нравится. Но, быть может, это правильное поведение с точки зрения дипломатии? Старые лекала - учить кого-то жить, канули в Лету. В мире идет процесс установления нового, во многом полицентричного миропорядка. Согласны ли Вы с подобным мнением?
— Мир действительно сегодня переживает новый виток своего развития. Быстро эволюционирующая ситуация в мире вызывает серьезные изменения в методе ведения дел в международных отношениях. На смену иерархическим конфигурациям пришла многовекторная, сетевая дипломатия, предполагающая гибкие формы взаимодействия различных государств в обеспечении совпадающих интересов. Учить страны как надо жить или навязывать им свою точку зрения это не наши методы работы, не приемлем для нас и подход двойных стандартов во взаимодействии с государствами. Культурно-цивилизационное многообразие мира требует коллективной работы в широком, представительном кругу стран в поиске общего знаменателя, как основы международного сотрудничества. Стоит отметить и необходимость солидарного поиска ответов на глобальные вызовы и угрозы, масштаб которых диктует объединительную повестку дня в международных делах, необходимость их гармонизации на основе международного права, а также сближения и взаимопроникновения различных экономик и культур.
— Спасибо, Владимир Львович, позвольте вас поблагодарить за обстоятельный разговор и выразить надежду, что впереди у наших стран еще долгие годы дружбы и сотрудничества во многих областях.
- Спасибо и вам, напоследок мне бы хотелось с уверенностью сказать, что бережное отношение к нашему историческому и духовному наследию, экономическая целесообразность, прочные культурные и человеческие связи будут и впредь положительно влиять на развитие наших межгосударственных отношений.