. Парламент Украины во вторник может принять изменения в законодательство страны, позволяющие начать реорганизацию главной украинской монополии - "Нафтогаза".
Украина, став членом Европейского энергетического сообщества, обязалась внедрить положения третьего энергопакета, который предусматривает разделение функций транспортировки, добычи и продажи энергоресурсов. До последнего момента все попытки это сделать блокировались оппозицией, которая считала, что реформирование госкомпании приведет к передаче России контроля над украинской ГТС.
Пошли на компромисс
Правительство Украины ранее настаивало на рассмотрении своего варианта проекта закона о реформировании нефтегазового комплекса, в котором кроме реорганизации "Нафтогаза" также разрешалась аренда газотранспортной системы (ГТС), что необходимо для создания газотранспортного консорциума с РФ. Оппозиция неоднократно срывала рассмотрение данного документа, заявляя, что передача в аренду украинской трубы ничем не отличается от продажи. Оппоненты действующей власти уверяют: ГТС - сверхважный актив Украины и передача его в аренду является угрозой национальной безопасности.
В украинском правительстве заявляют, что затягивание с принятием закона о реформировании нефтегазового сектора фактически заморозило модернизацию украинской ГТС. В частности, европейские финансовые организации отказываются предоставить необходимые средства до тех пор, пока не будут видны результаты реформ.
В минувшую пятницу замминистра энергетики и угольной промышленности Владимир Макуха в ходе "часа вопросов к правительству" сообщил, что правительство согласилось поддержать альтернативный проект закона, предложенный оппозиционным депутатом Юрием Кармазиным, и призвал депутатов поддержать его. По словам Макухи, это может стать первым шагом на пути реформирования нефтегазового сектора.
В законопроекте депутата Кармазина отмечается отдельным пунктом, что приватизация НАК "Нафтогаз Украины" запрещена. В то время как в правительственном проекте не было четко прописанной нормы о запрете приватизации украинской монополии или ее структур.
Кроме того, депутатским законопроектом запрещается "отчуждение основных фондов и акций государственных предприятий, которые занимаются транспортировкой магистральными или распределительными трубопроводами, хранением в подземных газохранилищах".
"Передача их с баланса на баланс, в концессию, аренду, лизинг, залог, управление, в уставный фонд других юридических лиц и другие действия, которые могут привести к отчуждению основных фондов и акций этих предприятий, а также основных фондов и акций НАК "Нафтогаз Украины", дочерних и учрежденных ею предприятий, запрещаются", - говорится в пояснительной записке к проекту закона.
На сегодняшний день законодательство Украины запрещает продажу или аренду ГТС страны. Рада планировала принять законопроект, предложенный правительством и разрешающий аренду газотранспортной системы, еще в начале года, но тогда она отложила этот вопрос до завершения газовых переговоров с РФ. Проект закона 24 февраля текущего года неожиданно был включен в повестку дня заседания парламента, но неоднократные попытки его рассмотреть не увенчались успехом: оппозиция каждый раз блокировала его рассмотрение.
Между тем создание газотранспортного консорциума является одним из возможных условий снижения цены на газ, которого Украина почти два года добивается от "Газпрома". Киев считает целесообразным трехсторонний формат при участии России и европейских компаний, Москву больше устраивает двухсторонний. В то же время на минувшей неделе секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Клюев не исключил, что консорциум может быть создан без участия ЕС, если Киеву будут предложены выгодные условия.
Оппозиция еще думает
В минувшую пятницу, несмотря на компромисс со стороны правительства, оппозиция заблокировала трибуну парламента. По мнению оппонентов власти, в процессе подготовки альтернативного документа ко второму чтению, большинство намерено "протолкнуть" поправки, которые в итоге приведут к отчуждению украинской ГТС.
Однако оппозиция не исключает, что альтернативный проект закона во вторник все же будет принят Радой в первом чтении. По словам вице-спикера парламента, члена партии "Батькивщина" Николая Томенко, оппозиционные фракции скорее всего не будут блокировать рассмотрение данного документа.
"Если речь будет идти только о том, что проект закона направлен на выполнение Европейской энергетической хартии, я думаю, мы не будет идти на блокирование трибуны, поскольку законопроект Кармазина, в предложенной редакции, запрещает приватизацию ГТС или другие действия, которые поставят под сомнение наш контроль над газотранспортной системой", - сказал Томенко в понедельник. При этом он отметил, что окончательное решение будет принято лидерами фракций во вторник утром.
В свою очередь, лидер крупнейшей в парламенте фракции пропрезидентской Партии регионов Александр Ефремов подчеркнул, что несмотря на демарш оппозиции на прошлой неделе, большинство не отказывается от намерений голосовать за проект закона, предложенный их оппонентами.
"Для того, чтобы снять спекуляции вокруг данного законопроекта, так как он действительно подразумевает выполнение Украиной своих обязательств перед Европейским союзом о разделении транспортировки, добычи и продажи энергоносителей, мы сообщили нашим коллегам с оппозиции, что будем голосовать за альтернативный законопроект народного депутата Юрия Кармазина", - сказал Ефремов.