Басманный суд Москвы во вторник оставил под стражей до 31 мая Рустама Махмудова, обвиняемого в убийстве журналистки Анны Политковской, передает корреспондент агентства РАПСИ/rapsinews.ru из зала суда.
Махмудову предъявлены обвинения по статьям 105 (убийство), 222 (незаконный оборот оружия), 125 (оставление в опасности) и 148 (воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания) УК РФ. Также в рамках другого дела ему вменяется похищение человека (статья 126 УК РФ), вымогательство группой лиц с угрозой убийства (статья 163 УК РФ).
По словам следователя Дмитрия Маймусова, срок следствия по делу продлен до 7 июня, поскольку раньше закончить расследование не представляется возможным в связи необходимостью провести новые следственные действия.
В частности, запланировано провести допрос сотрудников оперативно-поискового бюро ГУВД Москвы, получить запрос из Ирландии, закончить перевод с чеченского языка и прослушать записи телефонных переговоров, провести четыре экспертизы. По итогам всех этих действий будет предъявлено окончательное обвинение фигурантам дела.
Также, по словам следователя, есть основания полагать, что Махмудов, отпущенный из-под стражи, скроется от правоохранительных органов - тот уже пользовался поддельными документами. Так, следователь зачитал показания из дел, по которым проходит Махмудов. Свидетели описывали "Наиля" и "Рустама", которые совершали противоправные действия. Правоохранительные органы полагают, что обоими этими именами называли Махмудова.
Позицию следователя поддержал и прокурор Вячеслав Смирнов.
В свою очередь, адвокат Дарья Тренина, защищающая Махмудова, просила суд приобщить к материалам дела часть одного из томов дела об убийстве журналистки, из которой следует, что человек, который опознавал обвиняемого, на самом деле не уверен в своих показаниях, хотя его слова переходят из постановления в постановление о продлении ареста как основание для этого.
Она поинтересовалась, почему в обоснование приводятся достаточно давние показания, а допросы других свидетелей - например, экс-милиционера Дмитрия Павлюченкова, который заключил сделку со следствием и дает показания по делу - в материалах отсутствуют.
Также Тренина напомнила суду, что ее клиент уже девять месяцев находится под стражей, из них большую часть - в карцере. Как следует из характеристики Махмудова, данной в СИЗО, таким образом его наказывают за плохое поведение. Адвокат пояснила, что в карцер ее клиента отправляют за то, что он отказывается подписывать листок дежурного по камере, где его обязывают следить не только за своей гигиеной, но и сокамерников.
По мнению защитника, это "не похоже на человеческое отношение", и она не исключает, что таким образом на ее подзащитного оказывается давление.
"Я никогда никого не похищал, никого в своей жизни не убивал", - заявил сам Махмудов. Он полагает, что его оговорили, и интересуется, как можно "опознать мою характерную походку по фотографии".
"Им нужен человек, на которого можно свалить все, я им и стал", - сказал Махмудов. Он также утверждает, что подложными документами никогда не пользовался, от следствия не скрывался и не планирует.
"Недавно проводили психологическую экспертизу, выяснилось, что я нормальный человек. А кем надо быть, чтобы убивать и похищать? Я верующий человек, для меня жизнь священна", - добавил Махмудов.
Политковская, известная журналистскими расследованиями нарушений прав человека в Чечне, была убита в лифте своего дома на Лесной улице в Москве 7 октября 2006 года. В качестве основной следствие рассматривает версию, связанную с ее профессиональной деятельностью.
К уголовной ответственности по делу об убийстве журналистки в настоящее время привлекаются пять человек: предполагаемый организатор преступления бывший полковник милиции Дмитрий Павлюченков, экс-сотрудник МВД Сергей Хаджикурбанов и трое братьев Махмудовых, один из которых - Рустам, по версии следствия, является исполнителем убийства.